ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 03RS0007-01-2023-006909-87 |
Дата поступления | 13.10.2023 |
Номер протокола об АП | 9388/4886 |
Судья | Шакирьянова А.Г. |
Дата рассмотрения | 13.10.2023 |
Результат рассмотрения | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 13.10.2023 | 12:31 | 13.10.2023 | ||||||
Подготовка дела к рассмотрению | 13.10.2023 | 12:45 | Назначено судебное заседание | 16.10.2023 | |||||
Рассмотрение дела по существу | 13.10.2023 | 12:55 | Вынесено постановление о назначении административного наказания | 16.10.2023 | |||||
Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ | 13.10.2023 | 15:14 | 17.10.2023 | ||||||
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства | 17.10.2023 | 15:14 | 17.10.2023 | ||||||
Вступление постановления (определения) в законную силу | 24.10.2023 | 15:15 | 17.10.2023 | ||||||
Сдача материалов дела в архив | 12.12.2023 | 16:05 | 20.06.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Мутяков Михаил Юрьевич | ст.20.3 ч.1 КоАП РФ |
№ 5- 183/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 октября 2023 г. г. Уфа
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Мутякова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Мутякова Михаила Юрьевича, < дата > года рождения, уроженца г.... Республики Башкортостан, зарегистрированного по адресу: ..., без определённого места жительства, холостого, не работающего,
У С Т А Н О В И Л А:
< дата > в 09.00 Мутяков М.Ю. находясь на 3 этаже железнодорожного вокзала, ст.Уфа, по адресу: ... открытом доступе, на всеобщее обозрение, публично, в общественном месте, демонстрировал на левой руке, на среднем пальце татуировку (перманентный рисунок нанесенный посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента серо-синего цвета) с изображением, схожим с нацистской символикой, тем самым совершив правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Мутяков М.Ю. пояснил, что татуировку набил в 17 лет, вину признает.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о наличии в действиях Мутякова М.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.20.3 КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 259-ФЗ).
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Согласно примечанию к указанной статье ее положения не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Запрет использования в Российской Федерации, в том числе публичного демонстрирования, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, установлен ч.2 ст.6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее - Закон N 80-ФЗ).
Федеральный закон "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", принятый, в том числе исходя из необходимости недопущения проявлений фашизма в любой форме, предусмотрел, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма; Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории; в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (ст. 6).
Федеральным законом от 25.06.2002 №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на адрес запрещается экстремистская деятельность.
В силу п.1 ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесено использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со ст. 55 (ч.3) Конституции Российской Федерации. В качестве такой необходимой охранительной меры выступает установление административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, за нарушение запрета на использование указанной символики с целью противодействия нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу ст.13 (ч.5) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 N 2480-О, от 24.10.2019 N 2923-О).
Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамена, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастику, а также их воспроизведение в любой форме.
Под демонстрацией нацисткой символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Событие правонарушения и вина Мутякова М.Ю. в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении;
- объяснением Мутякова М.Ю.;
- формой 1 на Мутякова М.Ю.;
- фотоматериалом, приложенным к материалам проверки и другими материалами дела.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 настоящего Кодекса).
Все вышеперечисленные доказательства являются непротиворечивыми, согласующимися друг с другом, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Сомнений и неясностей материалы дела не содержат.
Доказательства, изложенные выше, позволяют сделать однозначный вывод об обстоятельствах совершенного правонарушения и виновности Мутякова М.Ю. в его совершении.
Оснований для оговора со стороны должностных лиц сотрудников полиции или каких-либо неприязненных отношений не установлено.
Виновные действия Мутякова М.Ю. направленные на пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 1053-О, при применении положений пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10.01.2018 № 5-АД17-109, вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм, либо излагающих исторические события.
Нахожу, что нацистская символика, размещенная на среднем пальце левой руки Мутякова М.Ю., а именно татуировка (перманентный рисунок, нанесенный посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента серосинего цвета) - нацистская символика не отвечает указанным целям, то есть не носит характера научного исследования, не относится к художественному творчеству, не излагает конкретное историческое событие, а содержание авторского комментария не позволяет сделать однозначный вывод об осуждении нацизма.
Напротив, рисунок позволяет сделать вывод, что он направлен на возбуждение интереса неопределенного лиц к организациям, идеологией которых является экстремизм и пропаганда идей нацизма, в том числе, формирует терпимое к ним отношение ввиду их "умеренности", и в этом контексте публичное демонстрирование нацистской символики позволяет сделать вывод о направленности на пропаганду нацистской и экстремистской идеологии.
При назначении наказания Мутякову М.Ю. учитываются характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, личность виновного (ранее неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственности), его имущественное положение (не работает, семейными узами не обременен), отсутствие обстоятельств смягчающих и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначается привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, с учетом положений ч.3 ст.3.3 названного Кодекса, согласно которым, если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции, в том числе ст.20.3 КоАП РФ. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным.
Поскольку Мутяков М.Ф. под категорию лиц указанных в ст.3.9 КоАП РФ не подпадает, материалы дела не содержат сведений о том, что он относится к лицам, указанным в ч.2 ст.3.9 КоАП РФ, считаю возможным назначить ему наказание, в виде административного ареста, в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, отвечающим мерам установленной государством ответственности, поскольку применение иного вида наказания не позволит обеспечить реализацию задач административной ответственности, цель наказания, связанную с предупреждением совершения им новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л А :
Мутякова Михаила Юрьевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста сроком на 06 (шесть) суток.
Срок наказания исчислять с «13» часов «00» минут 13.10.2023 года.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения (вручения) в Верховный Суд Республики Башкортостан, через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Г. Шакирьянова
