Arms
 
развернуть
 
450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Большая Гражданская, д. 24
Тел.: (347) 282-41-14
sovetsky.bkr@sudrf.ru
450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Большая Гражданская, д. 24Тел.: (347) 282-41-14sovetsky.bkr@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по административному делу
Печать решения

№2а-3268/2024

УИД 03RS0007-01-2024-003881-69

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 августа 2024 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметьяновой Г.М.,

при секретаре Хасановой Д.И.,

с участием Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Гуслова Е.А.,

представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – Назырова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№2а-3268/2024 по административному исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений лесного законодательства, связанного с организацией проведения лесоустройства, лесохозяйственной деятельности, законодательства об особо охраняемых природных территориях,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений лесного законодательства, связанного с организацией проведения лесоустройства, лесохозяйственной деятельности, законодательства об особо охраняемых природных территориях, в обосновании административного иска указав, что при проверке вышеназванного законодательства выявлены факты его нарушения по отнесению особо охраняемых природных территорий земель лесного фонда к категории эксплуатационных лесов, а не защитных лесов на территориях ...

Так, в связи с отсутствием актуальных материалов лесоустройства часть особо охраняемых природных территорий «Государственный природный экологический заказник республиканского значения ... расположенных в границах вышеуказанных лесничеств, имеют категорию эксплуатационных, а не защитных лесов, в связи с чем не обеспечено соблюдение установленных статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации запретов и ограничений их использования.

Несвоевременное проведение лесоустройства, которое в настоящее время не содержит актуальной информации о состоянии лесов и сведений об особо охраняемых природных территориях, снижает эффективность лесопользования, влечет не проведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, создает угрозу проведения на данных участках работ, в том числе проведения рубок лесных насаждений, несовместимых с правовым режимом особо охраняемых природных территорий, влечет за собой угрозу уничтожения особо охраняемых природных территорий, негативного воздействия на окружающую природную среду и ее компоненты и, как следствие, могут быть нарушены права, интересы Российской Федерации как собственника в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земель лесного фонда, а также право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, что является недопустимым. Считает, что бездействие административных ответчиков по устранению названных нарушений законодательства нарушает права неопределенного круга лиц и является незаконным.

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер по организации проведения лесоустройства, в том числе проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов, на территориях ... расположенных в их границах.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения лесоустройства в целях сохранности особо охраняемых вышеназванных природных территорий.

Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в срок в течение шести месяцев со дня завершения мероприятий по организации проведения лесоустройства на территории ... и при подтверждении по результатам проведения вышеуказанного лесоустройства отнесения особо охраняемых вышеназванных природных территорий к категории защитных лесов принять меры по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты названных лесничеств Республики Башкортостан с целью изменения категории эксплуатационных лесов на защитные леса в отношении лесных участков, занятых вышеуказанными особо охраняемыми природными территориями.

Определениями суда от 13.06.2024г., 04.07.2024г. к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ), ФГБУ «Рослесинфорг», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ РБ «Управление лесничествами Республики Башкортостан».

Административный истец Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Гуслов Е.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Назыров А.Р. возражал относительно заявленных административных исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил вынести законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, пояснил, что работы по лесоустройству в Макаровском лесничестве проведены не в полном объеме, а именно не выполнены работы по отнесению лесных участков, занятых особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) республиканского значения, включая ОООПТ указанные в иске.

От административного ответчика Рослезхоз поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный иск не признают, считают его необоснованным, указав, что мероприятия по проектированию лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов в случаях отдельного их проведения планируют в объеме не более 20% ежегодного объема финансирования работ по лесоустройству. Согласно приказа Рослесхоза от 22.02.2022 №76 «Об утверждении плана проведения лесоустройства на 2022 год» Макаровское лесничество было включено в план проведения лесоустройства в части проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов. По результатам проведенного лесоустройства Рослесхозом изданы приказ от 24.01.2023 №33 «О выделении особо защитных участков лесов на территории Макаровского лесничества Республики Башкортостан и установлении их границ». Работа велась и ведется Рослесхозом на всей территории Российской Федерации. Истцом не представлено в иске обоснование необходимости проведения лесоустройства сразу в шести лесничествах, при том обстоятельстве, что таксация лесов производится для зоны интенсивного освоения лесов с периодичностью в 10 лет, доказательств наличия такой зоны не представлено. Административным истцом не доказано наличие условий, оснований и критериев проведения лесоустройства, предусмотренных Правилами подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства №116 от 14.02.2022г. Согласно Плану проведения лесоустройства указанные в административном иске лесничества не включены, План никем не оспорен и составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указано, что в отношении ...» Советским районным судом г. Уфы РБ по делу ... вынесено решение от < дата >.

Суд, признав, что явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной, руководствуясь ст.ст.150, 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации установлено деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статья 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, (действовавшей до 1 января 2022 г.) проведение на землях лесного фонда мероприятий по лесоустройству возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. С 1 января 2022 г. проведение осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Федерального агентства лесного хозяйства).

Правила проведения лесоустройства установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 5 августа 2022 года №510.

Как следует из части 2 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ).

Так, частью 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются следующие категории защитных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

4) ценные леса;

5) городские леса.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 ЛК РФ).

Также статьей 112 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников.

Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» прямо закреплено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 11 марта 2024 года Башкирским природоохранным межрайонным прокурором принято решение №23 о проведении проверки Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по исполнению требований лесного и иного законодательства при реализации полномочий на территории Республики Башкортостан (л.д.18).

Согласно письму Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №М06-02-1355 от 18.03.2024г. в 2019 году на территории Макаровского лесничества проведены работы по проектированию защитных лесов, эксплуатационных лесов, результаты которого утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.03.2020 №380. Согласно данному приказу на территории Макаровского лесничества категория защитных лесов, расположенных на ООПТ не выделены, в связи с чем не представляется возможным внести изменения в лесохозяйственный регламент (л.д.19-20).

Судом установлено, что особо охраняемые природные территории, расположенные на землях лесного фонда Республики Башкортостан не имеют установленной категории защитных лесов как «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях», а имеют в том числе категорию «эксплуатационных лесов», что противоречит правовому режиму данных особо охраняемых природных территорий.

Лесные участки особо охраняемых территорий, имеющие иную категорию леса вместо защитной, выявлены в следующих лесничествах:

...);

...);

«...);

«...);

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Приказом Рослесхоза от 25.08.2008 №234 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Башкортостан и установлении их границ» на территории создано 31 лесничество.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 30.08.2018 №1083-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент Аскинского лесничества, срок действия которого установлен на срок до десяти лет (с 01.01.2019 до 31.12.2028).

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент Аскинского лесничества разработан на основе положений в том числе материалов лесоустройства 2003 г. ... и материалы передвижки насаждений по возрастным группам в сельских ... сельского межхозяйственных сельских лесхозов 1995 года (на основе материалов лесоустройства 1983 года).

Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории ... проведены в 2003 году, то есть более 20 лет назад, в связи с чем, срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента).

Так, пунктом 1.1.6 Лесохозяйственного регламента ....

Исходя из пункта 1.1.5 указанного лесоустроительного регламента ... лесничества относится к эксплуатационным лесам.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата > ...-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент Бирского лесничества, срок действия которого установлен на срок до десяти лет (с < дата > до < дата >).

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент ... лесхозов, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования, иные документы.

Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории ... проведены в 2000 году, то есть более 24 лет назад, в связи с чем, срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента).

Так, пунктом 1.1.7 Лесохозяйственного регламента ... установлено, что в границах ... лесничества расположены 6 особо охраняемых природных территорий, в том числе «... в ...» - ботанический памятник природы имеющий научное и природоохранное значение, площадь ООПТ в границах лесничества 13,9 га на территории ....

Исходя из пункта 1.1.4 указанного лесоустроительного регламента ... в ...», находящийся на территории ... относится к эксплуатационным лесам.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата > ...-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент ... лесничества, срок действия которого установлен на срок до десяти лет (с < дата > до < дата >).

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент ... разработан на основе положений: материалов лесоустройства 2004г. бывшего Дуванского лесхоза, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования, иные документы.

Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории Дуванского лесничества проведены в 2004 году, то есть 20 лет назад, в связи с чем, срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента).

Так, пунктом 1.1.6 Лесохозяйственного регламента ... установлено, что в границах ... расположены 10 особо охраняемых природных территорий, в том числе «... - памятник природы регионального значения, площадь ООПТ в границах лесничества 16,0 га на территории ... лесничества.

Исходя из пункта 1.1.4 указанного лесоустроительного регламента Дуванского лесничества ООПТ «Сосновое озеро», находящийся на территории Дуванского участкового лесничества Дуванского лесничества относится к эксплуатационным лесам.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата > ...-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент ..., срок действия которого установлен на срок до десяти лет.

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент ... разработан на основе законодательных и иных нормативно-правовых актов, методических и проектных документах.

Так, пунктом 1.1.5 Лесохозяйственного регламента ... установлено, что в границах ... расположены 2 особо охраняемые природные территории, в том числе ... - гидрологический памятник природы регионального значения, в ... участковом лесничестве ..., ... лесничества.

Исходя из пункта 1.1.4 указанного лесоустроительного регламента ... участкового лесничества ... относится к эксплуатационным лесам.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата > ...-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент ..., срок действия которого установлен на срок до десяти лет (с 2019 до 2028).

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент ... разработан на основе материалов лесоустройства 2016-2017 г. Основанием для внесения изменений в лесохозяйственный регламент является приказ Федерального агентства лесного хозяйства от < дата > ... «Об отнесении лесов на территории ... Республики Башкортостан к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ».

Так, пунктом 1.1.6 Лесохозяйственного регламента ... установлено, что в границах ... лесничества расположены 13 особо охраняемых природных территорий, в том числе:

- ... площадь ООПТ в границах лесничества 58526,0 га на территориях ... участкового лесничества ... лесничества;

... площадь ООПТ в границах лесничества 210,0 га на территории ... участкового лесничества ... лесничества;

... - геологический памятник природы, площадь ООПТ в границах лесничества 10,0 га на территориях ... лесничества;

... - комплексный памятник природы, площадь ООПТ в границах лесничества 400,0 га на территориях ... участкового лесничества ... лесничества;

... - комплексный памятник природы, площадь ООПТ в границах лесничества 150,0 га на территориях ... участкового лесничества ...;

... и её окрестности» - комплексный памятник природы, площадь ООПТ в границах лесничества 100,0 га на территориях ... участкового лесничества ... лесничества;

... и её окрестности» - комплексный памятник природы, площадь ООПТ в границах лесничества 148,1 га на территориях ... участкового лесничества ... лесничества.

Так, из пункта 1.1.4 указанного лесоустроительного регламента ... лесничества ООПТ ...», находящийся на территории ... участкового лесничества ... лесничества относится к эксплуатационным лесам.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата > ...-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент ... лесничества, срок действия которого установлен на срок до десяти лет (с < дата > до < дата >).

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент ... лесничества разработан на основе положений, в частности материалов лесоустройства 2014г, 2016г. бывшего ... лесхозов, сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре.

Так, пунктом 1.1.6 Лесохозяйственного регламента ... установлено, что в границах ... лесничества расположено 6 особо охраняемых природных территорий, в том числе ... - комплексный природный заказник регионального значения, площадь ООПТ в границах лесничества 58526 га на территории ... участкового лесничества ... лесничества.

Исходя из пункта 1.1.5 указанного лесоустроительного регламента ... лесничества ООПТ ... ... находящийся на территории ... участкового лесничества ... лесничества относится к эксплуатационным лесам.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон №33-ФЗ) Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 2 статьи 1 Закона №33-ФЗ установлено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности использования лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий определены Лесным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 11, 30, 41, 77 и др.).

09.04.2024 Башкирским природоохранным межрайонным прокурором министру лесного хозяйства Республики Башкортостан внесено представление, однако по результатам его рассмотрения к настоящему времени каких-либо действенных мер по устранению названных нарушений законодательства в полном объеме не принято.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата >... (л.д.36-40) в целях исполнения представления природоохранной прокуратуры от < дата > Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан в Федеральное агентство лесного хозяйства направлялось письмо с просьбой включения лесничеств, указанных в представлении, в план проведения лесоустроительных работ на общей площади более 2,1 млн. га (письмо от < дата >...). Письмами от < дата > ..., от < дата > ... и от < дата >... Министерством лесного хозяйства РБ в адрес Департамента лесного хозяйства по ПФО направляли предложения о включении в план проведения лесоустройства в 2022-2025 годах территорий .... В случае вынесения соответствующего решения и проведения лесоустройства на территориях ... лесничеств вопрос о внесении Минлесхозом Республики Башкортостан изменений в лесохозяйственные регламенты названных лесничеств с целью изменения категории эксплуатационных лесов на защитные в отношении лесных участков, занятых особо охраняемыми природными территориями, будет решен.

Между тем Федеральным агентством лесного хозяйства вышеуказанные лесничества в план проведения лесоустройства на 2023-2024 годы, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от < дата > ..., так и не включены.

Таким образом, в нарушение статей 81, 110, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на вышеуказанных особо охраняемых природных территориях, отнесены к эксплуатационным лесам. При этом категория защитных лесов «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» по вышеуказанным территориям лесничеств не выделена. При этом издание приказа Рослесхоза от ... «О выделении особо защитных участков лесов на территории ... Республики Башкортостан и установлении их границ» не является достаточным для выполнения указанных мероприятий.

Поскольку согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению исключительно в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов, в то время как в соответствии с положениями части 4 статьи 12, статей 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к категории защитных лесов, подлежащих освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, то в защитных лесах, в том числе, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В силу пункта 5.5.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).

В соответствии с пунктами 3.12, 4.3 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от < дата > ..., вопросы разработки лесохозяйственных регламентов, издания нормативных правовых актов в форме приказом отнесены к компетенции Министерства лесного хозяйства республики.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии бездействия административного ответчика по устранению нарушений лесного законодательства, связанного с организацией проведения лесоустройства, лесохозяйственной деятельности, законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Согласно письму Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от < дата >... работы по лесоустройству на территории Макаровского лесничества Республики Башкортостан проведены не в полном объеме, в том числе без выполнения работ по отнесению лесных участков, занятых особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, включая «... и источник ... и её окрестности, ... и её окрестности», ... и её окрестности» к категории защитных лесов. Для изменения категории лесных участков под особо охраняемыми природными территориями на защитные леса необходимость организовать Рослесхозом работы по лесоустройству на территории ... лесничества Республики Башкортостан в части проведения проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, отнесения лесных участков, находящихся в границах ООПТ регионального значения, к категории защитных лесов, расположенных на ООПТ, внесению соответствующих изменений в приказ Рослесхоза от < дата > ... «Об отнесении лесов на территории ... лесничества Республики Башкортостан к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ». После завершения указанных мероприятий будут организованы работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты.

Вопреки доводам отзыва административного ответчика, необходимость проведения лесоустройства на территории ... в целях сохранности особо охраняемых природных территорий прямо предусмотрено законом, не проведение такового и оставление фактически защитных лесов эксплуатационными создает угрозу вырубки лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека, иных лиц в природные процессы, и соответственно влечет нарушение прав и интересов Российской Федерации, что является недопустимым.

Доводы административного ответчика Рослесхоза о вынесении решения Советским районным судом г. Уфы РБ от < дата > по делу ... относительно ... в целях сохранности особо охраняемых природных территорий ...», «... и источник ... «...», ... и её окрестности, ... и её окрестности», ... и её окрестности» судом признаются необоснованными, поскольку согласно решению Советского районного суда г. Уфы РБ по делу ... разрешен вопрос о территориях ....

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения названных нарушений, а также степени опасности изложенных нарушений, срок для организации проведения лесоустройства, устранения Федеральным агентством лесного хозяйства допущенных нарушений суд устанавливает в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, срок для внесения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан соответствующих изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств с целью перевода вышеуказанных лесных участков, занятых особо охраняемыми природными территориями, из категории эксплуатационных лесов в защитные, в случае подтверждения по итогам проведения лесоустройства правового режима особо охраняемых территорий – в течение шести месяцев со дня завершения мероприятий по организации проведения Федеральным агентством лесного хозяйства лесоустройства.

Определением суда от < дата > производство по требованию административного истца о признании незаконным бездействия по устранению нарушений лесного законодательства, связанного с организацией проведения лесоустройства, лесохозяйственной деятельности, законодательства об особо охраняемых природных территориях в части территорий ... прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

С учетом вышеизложенного, административные исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений лесного законодательства, связанного с организацией проведения лесоустройства, лесохозяйственной деятельности, законодательства об особо охраняемых природных территориях, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер по организации проведения лесоустройства, в том числе проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов, на территориях ... в целях сохранности особо охраняемых природных территорий «... расположенных в их границах.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения лесоустройства, в том числе проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитныеучастки лесов, таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов, на территориях ... в целях сохранности особо охраняемых природных территорий «Государственный природный экологический заказник республиканского значения ... ... и её окрестности», «...», расположенных в их границах.

Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в срок в течение шести месяцев со дня завершения мероприятий по организации проведения Федеральным агентством лесного хозяйства лесоустройства, в том числе проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов, на территориях ... к категории защитных лесов принять меры по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты ... с целью изменения категории эксплуатационных лесов на защитные леса в отношении лесных участков, занятых вышеуказанными особо охраняемыми природными территориями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Г.М. Мухаметьянова

Решение в окончательной форме принято 15 августа 2024 г.